Что такое негабаритный груз – четко прописано в ПДД. Таковым считается груз выше четырех метров и длиннее двадцати, а негабаритный автопоезд должен иметь ширину от 2.55 м, длина – 20 м, высота – 4 м. Имеет значение также вес груза.
Такими грузами часто оказывается спецтехника – те или иные буровые, горнодобывающие и прочие агрегаты, станки, строительные краны и многое другое. Перевозить их непросто, и для решения этой задачи существует целый ряд специальных полуприцепов-тяжеловозов и мощных тягачей. Автотранспорт, пригодный для перевоза негабаритного груза, характеризуется обыкновенно тремя и более задними осями и небольшим клиренсом, что существенно облегчает погрузку-разгрузку и повышает устойчивость всего прицепа с размещенным на нем грузом.
Чем ниже прицеп, тем он устойчивее – его центр тяжести находится ближе к дорожному полотну. Поэтому большинство платформ и прицепов для перевозки тяжелых негабаритов характеризуются клиренсом не более метра, а чаще и втрое меньше. Из-за этой особенности подобные платформы получили название «низкорамных». Низкорамники импортного производства могут иметь клиренс около 0, 3 метров, что, конечно, очень соблазнительно – ведь в таком случае сильно облегчается погрузка-разгрузка – однако весьма непрактично для российских дорог. Такой дорожный просвет совершенно недостаточен для родимых «семи загибов на версту».
Оптимальным клиренсом для используемого в российских условиях низкорамника является приблизительно полуметровый зазор.
Для перевозки очень длинных негабаритов – так называемых длинномеров – хороши комбинированные прицепы, состоящие из целого «поезда» прицепных тележек и платформ. Эта необычайно сложная система, движение которой рассчитывается на компьютере, позволяет перевозить грузы весом до нескольких сотен тонн.